четверг, 11 июня 2015 г.

"Тайны гениев" Михаил Казиник


. Не секрет, что если коррекционная работа с детьми с ОВЗ, или по социальным причинам отстающим в обучении, так или иначе ведется, то с одаренными детьми зачастую педагоги просто не умеют работать, или на них не хватает времени. В поисках литературы по работе с одаренными детьми я нашла эту книгу - "Тайны гениев", которую прочитала с большим интересом и вниманием.

Автор книги "Тайны гениев" - Михаил Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени.

В книге автор раскрывает своё видение гениальности, рассказывает о величайших гениях человечества преимущественно в области искусства.
Рассуждая о гениальности и воспитании детей, Михаил Казиник говорит: "Я глубоко убежден, что человеческий детеныш входит в наш Мир гением. Гениальность должна быть присуща Человеку изначально. Как с точки зрения этики, так и Божественной логики  (хотя это в принципе одно и то же).


Другое дело, что мы в своей издревле присущей нам стадности подсознательно воспринимаем гениальность как болезнь и очень умело излечиваем ребенка. Мы вставляем его в ряд, тщательно подстригая духовно, подрезая психически, ибо Гений – человек в обществе ужасно неудобный, непредсказуемый.

А ведь обществу и его “первичной ячейке” – семье – нужны удобные дети. Вот мы и рождаем Гениев, а затем переделываем их в посредственности".

Для того, чтобы этого избежать, автор считает, что необходимо научить ребенка, человека воспринимать настоящее искусство, и, прежде всего - музыку, поскольку её язык универсален.
Цитаты:

"Моя цель – сделать все возможное, чтобы человек испытал огромную ВНУТРЕННЮЮ ПОТРЕБНОСТЬ, почувствовал невозможность полноценной жизни без глубокого и постоянного общения с искусством".

"Только глубоко постигая искусство, начинаешь постигать:
какова ценность человека,
как велика значимость человеческой жизни,

какой судьбы достойно Человечество, породившее не только войны, тоталитаризм, нивелирование личности, разрушения, но и великое Творчество. Творчество, дающее Человеку право называть себя Человеком Разумным и путешествовать по Вселенной с гордо поднятой головой. Ибо подлинность творчества гениальных композиторов, поэтов, художников проявляется не в большей или меньшей красоте мелодий, аккордов, рисунка, красивых поэтических образов или колорита ТОЛЬКО, а в наличии невиданных глубин, открывающих иные измерения человеческого бытия и, более того, меняющих представления о жизни. Я пишу эту книгу с верой в то, что некоторые принципы, рассуждения, мысли помогут новому поколению войти в искусство".

"Мы очень много говорили и продолжаем говорить о великой русской культуре. И все это – правда. Но не вся правда.
С одной стороны, действительно, Чайковский и Достоевский, Гоголь и Чехов, Пушкин и Пастернак, Мусоргский и Рахманинов, Шагал и Малевич, Булгаков, Лесков, Римский-Корсаков, Шостакович и т. д. Но с другой стороны, как эти великие, так и их потребители – всего лишь невероятно тонкий слой культуры. Как ни страшно это звучит, но речь может идти, скажем, не больше, чем о двух или трех процентах россиян, потребляющих подлинную культуру.
Остальные девяносто семь (увы и ах!) – это поклонники попсы, всякого рода подделок, причем часто настолько низкопробных, что трудно поверить в то, что это можно воспринимать всерьез. Таким образом, если говорить о культуре в глубину, то два-три процента у нас – люди именно подлинной культуры".
Далее автор иллюстрирует свое утверждение живыми яркими примерами, которые я здесь пересказывать не стану.

"Отсутствует отношение к культуре как к чему-то большему чем развлечение.
Главная формула Западного мира: “Культура – это аспект свободного времени, фактор досуга”.
Культура становится своего рода пирожным к чаю или в лучшем случае обоями на стенах квартиры"

"Но ведь должно быть совершенно ясно, что есть в нашей жизни несколько сфер, которые не имеют ничего общего со временем. 
Скажем, вера в Бога.
Ну подумайте сами, можно ли верить в Бога после работы?! Если человек верит в Бога, то это вопрос не времени, а состояния.
Тогда все, что бы человек ни делал, освящено этой верой. Человек работает и верит, отдыхает и верит, даже в обыденной речи такого человека ощущается его вера. 
Или любовь.
Как вам понравилась бы в русском языке следующая фраза: “Я люблю ее в свободное время”? 
Только как фраза комедийная в лучшем случае. А в худшем случае фраза звучит как пошлость, ибо слово “люблю” в данном контексте заменяет понятие “заниматься любовью”.

Я привела несколько таких больших цитат специально, чтобы показать, как логично и просто раскрывает автор такие непростые понятия.

"Массовая культура не требует яркой индивидуальности воспринимающей личности, она, напротив, стремится нивелировать личность, ввести его в массу, в толпу, лишить индивидуума неповторимости.
Не активность личности – цель массовой культуры, а, напротив, поглощение личности социумом. Личность, полностью и безальтернативно поглощенная массовой культурой, – личность легко манипулируемая, управляемая."

Автор книги здесь приводит высказывание гениального Бердяева:“Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины”
И опять - Ницше, который очень часто звучит в этом моем блоге: "“Культура – это лишь тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом”.

Прочитав книгу, читатель узнает, почему Бах был забыт на целые 100 лет, почему в музыке Моцарта одновременно присутствует смех и слёзы, почему Сальери убил Моцарта (в поэме Пушкина), почему Михаил Казиник называет "Преступление и наказание" Ф.Достоевского "продолжением священного писания  на новом этапе существования человечества", почему музыка, математика, геометрия и риторика были основными предметами в античных гмназиях.

Открытием для меня стала личность кардинала - философа Николая Кузанского (1401 - 1464 г.г.). Вот что пишет о нем автор книги:
"...после знакомства с философией Николая Кузанского именно ему безоговорочно отдаю предпочтение перед всеми мыслителями всех времен.
Ибо его концепция мироздания – не только самая современная, но выглядит еще и концепцией мышления человечества будущего.
Его книги вызывают у меня ассоциации с музыкой Баха. Та же глубина и та же устремленность на много тысячелетий вперед, к человеку Нового Ренессанса."

Автор не только показывает читателю путь, предназначение гения. характеризует упадническое состояние культуры, но и отвечает на вечный вопрос "что делать?"

"Существуют три врага, лишающие многих людей возможности открыть для себя этот грандиозный мир искусства.

Первый
Многосотлетнее разделение на приобщенных и неприобщенных.

Второй
Радио и телевидение. Не потому враги, что у них плохие передачи, а потому, что уже самим своим существованием они лишили классическую музыку ее основной функции – быть главой общения, а не заполнением звукового вакуума.

Третий
Бытовое состояние, в котором человек находится большую часть своей жизни, отсутствие контакта со своей колыбелью – Вселенной.
То есть речь идет о неразвитости Души.
 Никто и никогда не отрицает, что человеку необходимо пребывать в бытовых сферах, ибо он, как и все живое, вынужден добывать себе пищу, иметь крышу над головой, продолжать свой род, кормить и охранять потомство. Но если пребывание в этом измерении окажется безальтернативным, то со временем атрофируется сама потребность в измерениях иных".

И далее автор большими буквами провозглашает тезис и раскрывает его:
КОЛЬ СКОРО СУЩЕСТВУЕТ ГЕНИАЛЬНОЕ СОЗИДАНИЕ, ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ И АДЕКВАТНОЕ ЕМУ ГЕНИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Очень надеюсь, что мой немного сумбурный отзыв заинтересует читателей моего блога и вам захочется почитать эту книгу. 











Комментариев нет:

Отправить комментарий